Изображать трехмерные объекты на плоскости художникам помогают законы перспективы. Понять их можно, проведя такой несложный опыт: держат перед собой на вытянутых руках пару одинаковых книг, а потом одну из них приближают к себе. Эта книга будет выглядеть больше по размеру, чем первая. Это эффект уменьшения, являющийся одним из основных в перспективе. Сегодня это кажется очевидным, однако закон этот был открыт лишь около 600 лет назад. Это открытие произвело переворот в искусстве, ведь оно позволяло изображать глубину пространства, что ранее художникам было недоступно.
Чтобы построить композицию по законам перспективы, для начала следует определить линию горизонта, которая зависит от уровня взгляда художника. Горизонт сидящего человека будет располагаться ниже, чем стоящего.
Параллельные линии по мере удаления от наблюдающего стремятся сойтись в одну точку. Если с какого-либо возвышения посмотреть на две параллельные линии, например, рельсы, покажется, что они как бы поднимаются, приближаясь к горизонту. Это происходит потому, что плоскость находится ниже взгляда наблюдателя. Плоскость выше горизонта будет создавать обратную иллюзию.
Самым наглядным опытом, который демонстрирует законы перспективы, является следующий: нужно приложить к оконному стеклу лист бумаги и обвести контуры объектов, которые будут видны. Получится рисунок, который с точностью передает перспективу. Стекло в этом случае сопоставимо с плоскостью картины.
Перспектива бывает угловой и фронтальной. Если расположить какую-нибудь коробочку прямо перед собой, немного ниже уровня глаз, то воображаемые линии, продолжающие ее ребра, будут сходиться в одну точку. Данная точка схода называется фронтальной.
Если коробочку сместить, например, вправо, то в этом случае ее боковые грани будут сходиться к фронтальной точке, а передние и задние значительно правее. Этот эффект и называется угловой перспективой.