Перед тем как начать работать над эскизом барельефа, мы должны понять, как расположить на плоскости барельефа горизонт, в зависимости от того, какой эффект он должен будет производить.
Линия горизонта отвечает за соотношение неба и земли в пейзаже. Любопытно, что на прямоугольном формате практически любая линия в горизонтальной плоскости воспринимается глазом как горизонт. Поэтому значение горизонта для композиции переоценить сложно.
При переносе эскиза барельефа на стену, учитываем рост заказчика и делаем линию горизонта на уровне его глаз, либо чуть ниже (5-10 см.).
Также учитывайте, что горизонт сидящего человека будет располагаться ниже, чем стоящего.
Ну и далее разберем специфику линии горизонта в сюжетах.
В пейзаже, изображающем открытые, плоские пространства, например, поля и равнины, горизонт лучше располагать низко. Морские пейзажи строятся по этому же принципу.
При высоком расположении горизонта небо занимает мало места и образуется как бы закрытое, интимное пространство. В природе данный эффект можно встретить, например, в горной местности, когда скалы, нависая над головой почти закрывают небо. То же самое происходит и в густых лесах.
Высокая линия горизонта, как правило, делает все изображенное на ней плоским. Некоторые художники используют это свойство для придания пейзажам декоративности и даже графичности.
Грозовое, темное небо и низкий горизонт сделают атмосферу картины очень драматичной и напряженной. А добиться замкнутости пространства и некоторой интимности можно, если добавить по краям кусты или деревья.
Высокий горизонт обладает эффектом приближения пространства на плоскости картины к зрителю. Особенно это проявляется в портретном формате. Благодаря такой композиции, художник может детально выписать все объекты на первом плане.
Низкий горизонт наполняет картину воздухом, освобождая место для того, чтобы изобразить небо, на фоне которого можно разместить множество уходящих вдаль объектов. Извилистая тропа, дорога или река, восходящая к горизонту, в разы увеличивает глубину картины.
Горизонт строго посередине картины считается признаком дилетантства, как и большинство симметричных композиций. Пейзаж сразу становится статичным и довольно утомительным для взгляда.